Школы в науке

22-07-2017

В ставшей за последние годы весьма популярной серии «Науковедение. Проблемы и исследования» вышла очередная книга. На этот раз ведущие науковеды нашей страны и Германской Демократической Республики обратились к проблеме возникновения, развития и распада научных школ. Это первое подобное исследование в мировой литературе. Сложность темы определила значительный объем книги (около 40 печатных листов), разнообразие подходов к проблеме и обилие трактовок самого понятия «научная школа».

Некоторые понимают под «научной школой» известные со времен Платона и Аристотеля группы ученых, состоящие из крупного ученого и его учеников, обучающихся у него. Они жадно впитывают и затем распространяют учение своего кумира.

Другие, говоря о научной школе, представляют, например, школу Резерфор-да, с крупным ученым-шефом, который не вмешивается особенно в работы своих учеников и снабжает их так называемым «личным знанием»,— особенностями научного стиля, постановки и решения проблем. Главное заключается не в овладении фактурой знания, а в овладении научным методом учителя-исследователя.

Третьим наиболее близок идеал научной школы И. П. Павлова, действовавшей как прекрасно отрегулированный механизм, где все подчинено строгому ритму и режиму единого исследования.

Вообще, говоря о научной школе, ученые чаще всего представляют себе некоторую хорошо им известную школу или школы и осе остальные построения производят, опираясь именно на этот образ. И он, конечно, расплывчат. Физики начала прошлого столетия для каждой величины — силы, интенсивности тока, напряжения—в Париже, Лондоне и Риме использовали разные единицы, по-разному определявшиеся и не поддающиеся сравнению. В области науковедения наблюдается сейчас именно такой период развития. Очевидно, наступила пора, когда само понятие «научная школа» должно получить точное определение.

Эта задача поставлена в самых первых, «направляющих» статьях М. Г. Ярошев-ского и Г. Штайнера. Исходя из трактовки науки как деятельности по производству нового знания, авторы приходят к выводу, что научная школа — понятие комплексное, и для анализа этого феномена также необходимо пользоваться комплексными понятиями и методами.

12

Смотрите также:
 Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя
 Восстановление проводимости «графитовых» проводников
 Ламповый индикатор загрузки CPU
 Датчик охранной сигнализации
 Обслуживание серверов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: